Итоги фестиваля операторского искусства «Plus Camerimage»
В Польше, в маленьком городке Быдгощ, на берегу реки Брда прошел 19-й Международный кинофестиваль операторского искусства «Plus Camerimage». В былые годы сюда съезжались студенты и мастера со всего света. Мэтры операторского искусства щедро делились с молодежью профессиональными секретами. Конкурсные программы были яркими и чрезвычайно разнообразными, а решения жюри – объективными и независимыми. В прошлом году «серебро» в основном конкурсе завоевал российский оператор Михаил Кричман с картиной «Овсянки» режиссера Алексея Федорченко. Нынешний фестиваль приобрел ярко выраженные национальные очертания, что не могло не сказаться на его результатах.

Программа показов этого года была составлена с явным упором на польский кинематограф. В основном конкурсе полнометражного игрового кино участвовали сразу три польские картины. Одна из них – «В темноте» режиссера Агнешки Холланд завоевала главный приз фестиваля «Золотую жабу». Положа руку на сердце, работа оператора фильма Иоланты Дилевской не была лучшей. В кулуарах поговаривали, что влияние на решение жюри оказали родственные связи между авторами фильма и организаторами фестиваля. Как бы там ни было, результат разочаровал всех неангажированных участников фестиваля, поскольку лента была одной из самых слабых в конкурсной программе. «Серебро» досталось иранцу Махмуду Калари, оператору фильма-лауреата «Берлинале-2011» – «Развод Надера и Симин» режиссера Асгара Фархади. «Бронза» отправилась в Англию Роби Райану, оператору фильма «Wuthering Heights» режиссера Андреа Арнольда. За бортом фестивального корабля остались каннские лауреаты – «Древо жизни» Терренса Малика и «Меланхолия» Ларса фон Триера, «Кориолан» Рэйфа Файнса и «Три» Тома Тыквера, «Стыд» Стива МакКуина и «Гавр» Аки Каурисмяки. Польская картина «Комната самоубийц» Яна Комаса принимала участие сразу в трех секциях: конкурсе режиссерских и операторских дебютов, а также программе польских фильмов. Из трех категорий картина выиграла в двух, получив награды за лучший операторский дебют и лучший польский фильм. (Победа в конкурсе режиссерских дебютов досталась блистательному Карлу Марковицу – его «Дыханию».) В состязании короткометражного документального кино главный приз получили польские картины «Уроки аргентинского» Войцеха Штарона и «Папарацци» Петра Бернаша и Лукаша Жала. Еще один приз достался польскому кинематографисту в категории полнометражного документального кино. Его обладателем стал оператор и режиссер Томаш Вольски за работу в фильме «Врачи». Русские фильмы в этом году не были представлены ни в одном из игровых конкурсов. Лишь один российский фильм «Фауст» Александра Сокурова включили во внеконкурсную программу. Да и то демонстрировался он не в большом зале театра «Опера Нова», где проходили основные просмотры фестивальной программы, а на побочной площадке и в позднее время. Фильм-победитель Венецианского фестиваля не удостоился чести быть представленным должным образом. В то время как вторичные польские картины демонстрировались изо дня в день в огромном количестве. Зарубежные гости фестиваля недоумевали, почему программа показов столь однообразна и скучна. Красной нитью через большинство польских лент проходила тема Второй мировой войны. В большинстве из них акцент делался на «плохих русских», представленных польскими кинематографистами упырями и вандалами, которые только и делают, что насилуют представительниц «угнетенных народов». Так, конкурсная лента «Роза» Войцеха Смаржовского повествует о нелегкой судьбе польки Розы, подвергающейся постоянному насилию со стороны пришлых мужчин. Во время войны на подворье дома Розы расположился лагерь советских солдат, регулярно вступающих в «грязные» половые контакты с местными девушками прямо на снегу. Теперь за бесчинства русских Роза расплачивается презрением со стороны односельчан, а также регулярными побоями и сексуальным насилием со стороны местных бандитов – бывших советских солдат. В итоге несчастная умирает, а ее муж, бывший польский солдат, отправляется в советские лагеря. Не менее популярной темой среди фестивальных картин стал лейтмотив русских шпионов, пронизывающий «Шпион, выйди вон!» Томаса Альфредсона и «Манипуляции» Паскаля Вердоччи. Исполнитель главной роли в последнем фильме, звезда европейского кинематографа Клаус Мария Брандауэр, занимающийся на протяжении всего фильма разоблачением русского шпиона, получил приз за выдающийся вклад в развитие мирового киноискусства. Выходит, двадцать лет мирной жизни не изменили отношения к России со стороны деятелей искусства Польши, несмотря на то, что и в Польше, и в России успело вырасти поколение, не знающее «холодной войны». Жаль, конечно, что нынешняя власть зачастую навязывает молодежи новый образ врага со старым, до боли знакомым лицом, финансируя один за другим фильмы-провокации против России. Кому это выгодно? Точно не народу Польши. Обидно, что из-за грязных игр политиков от культуры в итоге страдают простые зрители. Может быть, есть смысл брать с собой в будущее то лучшее, что связывало наши страны, а не разжигать новый пожар на едва потухших углях?..

Автор: Мария БЕЗРУК (спец. корр. «Трибуны») БЫДГОЩ

Исочник: http://www.tribuna.ru/news/culture/Want_to_whether_the_Russian_war/



  06.12.2011   
[ Напечатать статью | Отправить другу ]

Рейтинг статьи

Средняя оценка: Всего голосов:0

Отлично
Хорошо Нормально Пойдёт Плохо

KINOOPERATOR.RU

Powered by SLAED CMS, released under the GNU/GPL license.