:::КИНООПЕРАТОР.РУ:::сайт русских операторов:::

«Лего» для оператора . Дебют камеры Red One в России
Дата: 05.05.2009
Тема: News


Владимир Башта и Дмитрий Бутенко
В конце декабря 2007 года кинокомпания «Телесто» завершила съемки телевизионного фильма под рабочим названием «Тихая семейная жизнь» (режиссер Матвей Живов, оператор Владимир Башта). Особенность проекта заключалась в том, что съемка картины велась на камеру Red One. Своими впечатлениями о камере поделились специалисты, которым первым в России довелось опробовать Red One в действии.

Владимир Башта, оператор-постановщик

Я был наслышан о камере Red One, но не думал, что она появится в России так скоро. Во многом это произошло благодаря режиссеру фильма Матвею Живову, который был инициатором съемки на Red One. Сделав предварительный заказ в американской компании HD Camera Rentals, мы начали собирать скудную информацию о камере. «Тихая семейная жизнь» стала первой российской картиной, которую снимали на камеру Red One, поэтому посоветоваться было не с кем.



В конце ноября 2007 года мы получили камеру. Вместе с ней из Лос-Анджелеса прибыл Майкл Мансури, представитель рентал-компании. Самому себе он казался неким миссионером, который привез в «страну медведей» новую технологию. Однако ему пришлось поработать у нас консультантом и заодно ассистентом оператора.

В нашем распоряжении было три дня, чтобы протестировать камеру. Для этого мы заказали павильоны (в том числе хромакейный) и провели испытания на натуре в дневном и ночном режимах. Интерес к этой камере сейчас настолько велик, что звонили и приезжали люди, не имеющие непосредственного отношения к съемкам фильма.

Новогодняя елка

Съемка с рук

Начались съемки, и первой проблемой при первичном освоении аппарата стало отсутствие инструкции. Все элементы камеры требовали особого подхода, многое было непривычно и потому неудобно. Удивление вызвало большое количество проводов, не спрятанных в корпус,— из-за них камера напоминала новогоднюю елку. Это очень неудобно, особенно когда работаешь в стесненных условиях: снимаешь в узком пространстве (например, в машине), с рук или при сильном ветре. Это довольно странно, ведь разработчик камеры Джим Дженнард— оператор с 30-летним стажем, почему же у камеры такая странная эргономика?

Создатели камеры гордятся системой верхних и нижних направляющих Red-Rail, которая позволяет дополнять камеру любыми элементами. Но оказалось, чтобы поменять любую деталь, нужен ключ-шестигранник — это не очень удобно, особенно когда требуется действовать быстро. В процессе съемки крепления многих элементов постепенно ослабевают, поэтому приходится постоянно держать шестигранник наготове.

Батарейный блок крепится неудобно, от преобразователя с понижением частоты сигнала (down converter) в разные стороны торчат провода, лишая камеру компактности. Кроме того, при использовании аксессуаров (монитора, батарейного блока) камера на штативной головке не поддается балансировке, смещается центр тяжести. Все это несколько портит хорошее впечатление, которое камера производит своим внешним видом.

Монитор

Монитор Red LCD и батарейный блок Red Brick

Еще у нашей камеры отсутствовал видоискатель — изображение приходилось контролировать с помощью ЖК-монитора. Предназначенный для этого компактный монитор Red LCD хорошо передавал цвета, обладал высоким разрешением и целым набором цифровых функций (например, осциллограф). Но при его включении переставали работать все остальные выходы! Нельзя было даже подать сигнал режиссеру на обычный телевизор, не говоря о цифровых выходах HD-SDI. Приходилось действовать иначе: я подключал к камере преобразователь с понижением частоты сигнала, который выдавал видеоизображение с разверткой 300 строк.

Естественно, полученная картинка не обладала нужной резкостью, нельзя было использовать функцию «зебра» — я видел лишь очертания композиции. Затем сигнал поступал на пульт режиссера, чтобы он мог увидеть хоть какое-то изображение. Монитор Red LCD использовался только на репетициях, чтобы в режиме реального времени можно было оценить картинку с точки зрения пластики, резкости и других параметров. Надеюсь, что в последующих версиях ПО этот недочет будет устранен. Кстати, в новой модификации Red One видоискатель уже входит в комплект.

RedFlash

При съемке Red One не нужно подключать к видеомагнитофону — все записывается на флеш-носитель. Мы снимали с разрешением 4К, материал записывался на карточку RedFlash. Всего в нашем распоряжении было 12 флеш-носителей, каждый из которых вмещал 8 Гб информации, то есть около 4,5 минут видео с полным разрешением 4К.

Для кинопроизводства этого достаточно, тем более у нас не было сцен длительностью более 2,5 минут. Но иногда приходилось заменять полузаполненный носитель новым, потому что длина дубля не позволяла продолжить съемку. Надеюсь, что вскоре появится RedFlash емкостью 16 Гб, 32 Гб и так далее.

Когда очередной дубль был снят, RedFlash моментально извлекался и заменялся новым. На площадке находился режиссер монтажа с ноутбуком Macintosh, и отснятый материал сразу переносился на компьютер, где его обрабатывали и делали повторные дубли. Лишь затем флеш-носитель форматировался.

Изображение

Камера записывает сразу три файла с разной компрессией (малой, средней и высокой), но по сжатому файлу невозможно судить о цветопередаче или шумах в черном. Поэтому во многом я действовал интуитивно, опираясь на собственный опыт съемок (в том числе в формате HD). Очень выручила функция Playback — можно было снять кадр, тут же нажать кнопку Play и через 5 секунд увидеть реальную картинку в качестве HD.

Большой минус заключался в том, что в меню камеры нет никаких предустановок (надеюсь, лишь пока). Баланс белого можно было с одинаковым успехом выставлять как на съемках, так и на этапе постпродакшн — разница практически не ощущалась. Пока многие возможности этой камеры существуют только в теории. Они заложены, но на практике их применение пока невозможно. Камера постоянно подвергается доработкам со стороны производителей.

Red One — камера или компьютер?

Я считаю, что Red Digital Cinema поторопилась выпустить камеру. Она еще недоработана, особенно с точки зрения программного обеспечения. Достаточно сказать, что за месяц съемок у нас трижды поменялась версия ПО. Только мы разобрались, как работает предыдущая версия, а на официальном сайте компании уже появляется новая! Но с каждым разом прогресс в ПО был все очевиднее.

Звукооператоры записывали аудиосигнал на собственный носитель, потому что звуковые разъемы на камере не работали — как и большая часть разъемов вообще. Как сказал Майкл, этот вопрос решится с выходом нового ПО. Для меня это непонятно — функциональные возможности заложены, но реализованы будут только через полгода.

Майкл в какой-то момент обронил фразу, которая стала для меня ключевой в отношении Red One: «Это больше компьютер, чем камера». Действительно, пока это скорее компьютер. Когда у нас была установлена версия ПО 1.15, только включение (загрузка) камеры занимало 140 секунд — почти как у компьютера.

С установленной версией 1.17 камера грузилась в 2,5 раза быстрее — 60 секунд. Инженеры компании Red Digital Cinema обещают, что в будущем это будет занимать всего 3—4 секунды. Это очень важно для съемочного процесса — когда кадр «уходит» и надо сменить батарейку или карту памяти, счет идет на секунды.

Оптика

Мы использовали линейку из восьми «киношных» объективов фирмы Arri, а также объектив Red 18-50mm T3 Zoom. К телевизионному эфиру требования намного ниже, чем к кинопрокату, поэтому возможностей объектива Red нам было достаточно. Но мы бы не рискнули его использовать, если бы наша картина создавалась для кинопроката.

Red Digital Cinema, наверное, первая компания, которая стала одновременно выпускать и камеры и объективы. Но оптика все-таки отдельная кухня, нельзя просто взять и начать выпускать объективы. Сейчас Red Digital Cinema заключила договор с компанией Cooke о создании новой линейки объективов — надеюсь, она получится более качественной.

За пределами «зебры»

В меню есть некоторые странности. Единственной функцией, которой я пользовался, была «зебра» — индикатор уровня видеосигнала. При чувствительности 320 единиц ASA, например, «зебра» есть, а при 200 — нет. Также для меня было потрясением, что за пределами «зебры», в белом, есть информация! Это становится заметно, когда обрабатываешь материал на компьютере и начинаешь снижать чувствительность. Сколько там каналов, неизвестно — я пока увидел семь. Создатели Red One утверждают, что имеется 13 каналов, но это станет ясно только на этапе постпродакшн.

Метео

И мороз и влажность для камеры губительны — в этом отношении она очень капризна. При температуре 0 °С и чуть повышенной влажности камера перестала работать — пришлось ее сушить и отогревать. Потом мы стали упаковывать ее в самодельный зимник.

Но даже хорошо укутанная, на морозе она иногда записывала брак, при этом никак об этом не сигнализируя. Внешне все работало, шел тайм-код, и мы понимали это только задним числом. Хорошо, что у нас была налажена оперативная система — материал со съемочной площадки сразу попадал в монтажную (на ноутбук), откуда нам сообщали о браке. Мы полчаса согреваем камеру, включаем для проверки в помещении — все в порядке. Начинаем снимать на улице — камера вновь записывает брак!

Вывод

По сравнению с другими цифровыми камерами в своем классе Red One обладает существенными достоинствами — возможностью съемки в 4К и более широким динамическим диапазоном. С другой стороны, та же камера CineAlta фирмы Sony проверена и предсказуема, работает в любую погоду, существует линейка оптики, созданная специально для нее, отработан этап постпродакшн.

Но при всех своих недостатках Red One — уникальная камера, в том числе по соотношению цена — качество. Думаю, она будет интересна в первую очередь владельцам кинооборудования, у которых уже есть более половины составляющих (штативы, оптика и так далее). Остается только купить саму камеру плюс минимальный набор аксессуаров, потратив на это 30—40 тысяч долларов США и получив камеру с возможностью записи с разрешением 4К. К тому же некоторые ее минусы (например, рабочий температурный режим) в настоящее время уже доработаны, если верить веб-сайту Red.

Дмитрий Бутенко, оператор стедикама

Конструктор «Лего»

Дмитрий Бутенко

На съемках фильма я использовал систему стабилизации камеры Steadicam Ultra2 компании Tiffen. Наша камера Red One была укомплектована суппортами (салазками) диаметром 19 мм для установки компендиума и моторов фокуса и диафрагмы. Это несколько увеличивало вес камеры, а с большинством кино- и видеокамер при съемке со стедикама и с рук можно и удобнее использовать более легкие суппорты 15 мм.

Камера Red One похожа на конструктор «Лего». Она имеет множество конфигураций, но требуется достаточно много времени, чтобы подготовить ее для конкретной съемки.

Мы столкнулись с тем, что приходилось тратить около 40 минут только на то, чтобы снять камеру со стедикама и подготовить для съемки с рук!

В результате мы отказались от установки ручек и при съемке держали камеру за суппорты, что ограничивало диапазон действия и удобство применения (например, при резком панорамировании).

Большой минус заключался в том, что в Red One не реализована система Quick Release — площадка, которая ставится на штатив или стедикам для быстрой установки камеры.

Для передачи сигнала на камере имеются только выходы HD-SDI, но не все мониторы на стедикамах читают сигнал HD. Поэтому со многими камерами HD используются преобразователи с понижением частоты сигнала.

Мне повезло — монитор, которым комплектуется Ultra2, принимает сигнал HD. Но картинка с этого монитора служит мне только в качестве ориентира для построения композиции кадра, ей нельзя руководствоваться при выставлении уровня света, правильных цветов и других параметров съемки. Поэтому большим минусом стало отсутствие видоискателя. Мы использовали Red LCD, но при его включении изображение на мониторе стедикама вообще пропадало. А ситуаций, когда картинка нужна оператору-постановщику для корректировки света и одновременно мне для репетиции движения, было предостаточно.

Зато очень полезной и удобной оказалась функция Playback для просмотра только что снятого дубля — достаточно одного нажатия кнопки. При этом не изнашиваются головки, как это происходит у камер с видеопленкой.

Red One позиционируется ее создателями как легкая камера. Впервые поработав с ней, я не ощутил этого — заявленные 4 килограм-ма веса камеры «улетучиваются» с навеской остального оборудования. За день до съемок на Red One я работал с камерой Sony HDW-F750, поэтому мне было с чем сравнивать. Установив Red One на консоль стедикама, я даже не стал менять настройки его «руки», которые зависят от массы камеры. Оказалось, что вес камеры Red One co всеми аксессуарами сравним с массой Sony HDW-F750! Я попросил Майкла сделать камеру легче, и он снял неиспользуемые навесные аксессуары, но она стала лишь сравнима по массе с камерами 16 мм (например, Arri SR III).

Создатели Red One мало учитывали опыт, накопленный другими фирмами: расположение разъемов, управляющих кнопок и так далее. Надеюсь, что в дальнейшем камера станет более удобной в работе. Уже сейчас на сайте компании появилась информация о том, что в камере исправили (например, появился видоискатель). Теперь она работает при температуре до –20 °С, а когда мы снимали при температуре –3 °С, ее упаковывали как для съемок на Северном полюсе!

Эргономика

Главные претензии были к эргономике камеры. Из-за отсутствия подходящего разъема я не смог подключить питание камеры к консоли стедикама, как это делаю обычно. Пришлось устанавливать на камеру оригинальный батарейный блок Red Brick.

Если устанавливать батарею сзади, на нижние суппорты, она упирается в разъем питания и ограничивает доступ к кнопкам управления. Камера становится достаточно длинной, что затрудняет движение в ограниченном пространстве, например в дверном проеме, когда проходишь его с камерой, развернутой поперек.

Если же устанавливать Red Brick сверху (под углом), существенно смещается центр тяжести всей конструкции. Для сохранения равновесия приходится удлинять консоль, тем самым лишая оператора маневренности по вертикали.

Я очень надеюсь, что разработчики Red One дадут производителям систем стабилизации (стедикамов) распайку входного разъема питания камеры. Это позволит подвести к камере питание от стедикама и обойтись без батарейного блока, что существенно облегчит работу.

Вывод

Комплект оборудования Red (камера и все дополнительные аксессуары) в среднем стоит 40—60 тысяч долларов США. Стоимость легко подсчитать самому — на официальном сайте компании указаны цены на все элементы. Но аксессуары на фотографиях представлены в отдельности, а не установленными на камеру, поэтому иногда сложно понять, куда они будут устанавливаться и нужны ли они тебе вообще.

Вполне возможно, что Red One будет пользоваться популярностью, но ее надо серьезно доработать. Многие скептически относятся к цифровому кинематографу, судя лишь по конечному результату: «Это изображение среднего качества, все-таки пленка лучше». При этом в погоне за производительностью мало внимания уделяется настройкам цифровых камер для конкретного кадра, обработке записанного сигнала и цветокоррекции.

Тому, кто захочет купить эту камеру, важно представлять себе весь процесс создания фильма, от съемок до конечного результата. Нельзя просто купить Red One и начать снимать с разрешением 4К — полученный материал еще надо записывать, переносить, обрабатывать, монтировать и так далее.

Виктория Громик, исполнительный продюсер кинокомпании «Телесто»

Мы арендовали Red One в компании HD Camera Rentals (Лос-Анджелес). 20 ноября мы приняли решение, что будем снимать на эту камеру, и уже 29 ноября она была в Москве. Мое мнение о Red One таково: эта камера недоработана. Причем как с точки зрения устройства, так и последующей обработки отснятого материала — в ней много недостатков, связанных с ПО. Особенно это доставляло неудобство в первые дни съемок. В кинематографическом процессе и без того немало проблем — не хочется, чтобы они были связаны еще и с камерой. Технологии должны упрощать жизнь, а не усложнять ее. Так что пока эта камера не стайер, а спринтер. Нам было интересно поработать с Red One, узнать ее возможности. Может, и не стоило снимать с разрешением 4К — обработка такого материала в программе Final Cut занимает очень много времени, а для телеэфира такое качество избыточно. Но зато эта съемка принесла нам приятное чувство самоудовлетворения. Кино в этом отношении — область, где можно себе позволить что-то неожиданное.

Источник: http://prosystem.ru

Обсудить статью и высказать своё мнение о камере RED вы можете на форуме сайта



Это статья опубликована на сайте: http://www.kinooperator.ru
Ссылка на эту статью: http://www.kinooperator.ru/index.php?name=News&file=article&sid=181